Обогащенное обучение химии как фактор
развития творческих способностей
учащихся (авторская разработка).
В соответствии со стратегией модернизации содержания и структуры обучения в нашей
школе введено профильное дифференцированное обучение. Я работаю в гимназических классах:
8а класс естественно-научный профиль,
10а класс химико-биологический профиль.
Стремление создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, их профильную компетентность нашло
свое отражение в «Модели обогащающего школьного обучения», внедрением которой в курс химии средней школы я
занимаюсь на протяжении ряда лет.
Химия
в системе МОШО.(схема-2)
Всю систему обогащения знаний учащихся представляю в виде трех этапов:
1. Подготовительный этап.
2. Обогащение знаний на уроках.
3. Обогащение знаний во внеурочное время.
На первом этапе произвожу анализ учебной программы с целью ее
модификации. Процедуры, использованные для модификации, представляют собой
сжатие учебной программы, анализ учебников и прямое удаление из них
повторяющегося материала, а также целенаправленное включение более глубокого
содержания.
Сжатие учебных программ производится с целью устранения повторов, повышения уровня сложности обычной программы и обеспечение
резерва времени для развития способностей учащихся.
Анализирую каждую единицу содержания учебника, с целью определить, какой материал представляет собой повторение.
Когда повторы устранены, решаю, какой материал необходимо представить обзорно,
а что в более глубокой подаче.
Второй этап.Обогащение знаний на уроках. Преподавание глубокого уровня должно
учитывать степень продвинутости или сложности материала. Изучаемый материал
должен соотноситься с возрастом, степенью зрелости, образованностью учащихся.
Уровень сложности определяют сами учащиеся.
Выделяю 3 уровня обученности (Л.С. Выготский):
- Репродуктивный-
воспроизведение фактов.
- Реконструктивный
– воспроизведение способов получения фактов.
- Вариативный –
воспроизведение способов получения способов.
На этом этапе для учащихся составляю методическое обеспечение темы, в него входят
задания различных уровней сложности, включая творческие задания.
Третий этап.Обогащение знаний во внеурочное время. На этом этапе д учащихся
предлагаю различные предметные компетенции, на которых учащиеся, исходя из
интересов обогащают свои знания в больших и малых группах на элективах,
спецкурсах, занимаются исследовательской и проектной деятельностью.
Структура образовательной
области «Химия»В Гусиноозерской гимназии.(схема-3)
Изучение химии начинаю в 7 классе на элективе: «Наука о веществах». Данный курс входит в
предпрофильную подготовку, имеет практическую направленность, призван вызвать
интерес учащихся к изучению химии.
Обогащение знаний учащихся провожу на уроках через введение профильного
компонента и во внеурочное время через элективы, курсы, занятия исследовательской работой и т.д.
Более
детально структура обогащения знаний учащихся представлена на
примере 11а класса. Химико – биологический профиль.(схема-4)
Основой для формирования знаний учащихся
является базовый курс химии, на его изучение отводится 2 часа. Обогащение
знаний учащихся произвожу за счет внедрения профильного компонента-1 час и за
счет модификации программы, это ведет к сжатию программы и возможности
включения развивающего материала.
Обогащение знаний во внеурочное время за счет предоставления учащимся предметных
компетенций:
- Электив: «Решение нестандартных задач».
- Электив: «Решение олимпиадных задач».
- Электив: «Подготовка к ЕГЭ по химии».
- Курсы довузовской подготовки.
- Спец.курс БГУ.
- Занятия исследовательской работой.
- Интегративный
практикум: «Основы естественно-научного познания».
Описание и анализ апробации и
внедрения МОШО в курс химии средней школы.
В период 2002 -2005 учебного года мною было осуществлено и отслежено внедрение
модели обогащающего обучения в профильных девятых классах.
химико – биологический профиль.
9а
класс – 2004г. физико –
математический профиль.
9а
класс – 2005г. естественно –
научный профиль.
Обогащение знаний учащихся проводилось на уроках за счет внедрения профильного компонента,
модификации программы и внеурочное время – на элективах, занятиях исследовательской работой.
9а класс – 2004г/ 2+1 элективы.
9а класс – 2005г/ 2+1 элективы.
Для сравнения результата взяла контрольный и
обычный класс – 9б 2005г. Отдельные темы, взятые для анализа, изучались в этом
классе по другой технологии и не в полном объеме.
На протяжении трех лет в девятых классах проводились контрольные работы по темам:
- Энергетика
химических реакций.
- Гидролиз.
- Р-элементы 5 группы.
- Р- элементы 4 группы.
- Металлы.
- Электролиз.
Результаты контрольных срезов обрабатывались, за основу брала % выполнения и усвоения
материала конкретной темы. Данные приведены в таблице./Analiz.doc
Результаты проведенного
исследования приведены в диаграмме.
показала действенность и эффективность такой формы организации учебной работы. Создание
реальных условий для творческого саморазвития отдельной личности и всего класса
в целом обеспечивается за счет обеспечения резерва времени в процессе изучения
темы, внедрение развивающего материала и насыщения учебного процесса задачами включая
различного уровня сложности, творческие задания.