Воскресенье, 19.05.2024, 07:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

ХИМИК.RU 28кабинет

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Мини-чат
200

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Исследование индикаторных свойств антоцианов.
27.04.2011, 17:28

Исследование индикаторных свойств антоцианов.

 

Цель занятия:

 Выделение и исследование изменение окраски антоцианов под действием кислот и щелочей  в сравнении со свойствами наиболее распространенных кислотно-основных индикаторов.

 

Задачи урока:

Развитие творческого мышления учащихся через деятельность,      моделирующюю научную (исследовательскую).

Развитие умений планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания.

  1. Обучающая.

  Формирование творческого мышления учащихся через

проблемное построение обучения и мотивацию деятельности.  Формирование межпредметных компетенций.

Улубление знаний об индикаторах, изменения их окраски под действием кислотно-щелочной среды растворов.  Продолжить формирование у учащихся понятия о водородном показателе, познавательного интереса, умений применять методы определения рН для изучения объектов живой природы.  

  1. Воспитывающая. 

 Воспитание свободы самовыражения, способности к интеграции знаний. Продолжить экологическое воспитание учащихся посредством формирования у них убежденности  в необходимости охраны окружающей среды.

 

 

 

Тип занятия – комбинированный.

Методы обучения: проблемный, исследовательский.

Форма организации – фронтальная, групповая работа.

Оборудование:

 пробирки, хим. стаканы, пипетки, воронка, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, ступка, пестик.

 Реактивы:

 дистил. вода,  кислота, щелочь, универсальный индикатор.

Лепестки цветов синего, красного, фиолетового цвета.

Кусочки столовой свеклы, листья краснокачанной капусты, крапивы, ягоды вишни, клюквы, рябины черноплодной.

 

 

 

Проект занятия.

 

Какими новыми понятиями вы дополнили свои знания при обобщении темы «Теория электролитической диссоциации»?

Почему эти понятия необходимы при изучении данной темы?

  • Они необходимы для характеристики среды растворов.

Какие типы среды растворов вы знаете?

  • Нейтральная     концентр. Ионов Н= конц. Гидроксид. Ионов     Н=ОН
  • Кислотная         конц. Ионов Н>конц ионв ОН                               Н> ОН
  • Щелочная         конц. Ионов Н  < конц ионв ОН                             Н< ОН

Что является инструментом для определения среды растворов?

Водородный показатель – рН

По какой формуле он определяется?

 

рН= -Lg(H+)

Какая зависимость среды раствора от значения рН?

Если рН=7- среда нейтральная

         рН>7 – среда щелочная  Чем больше 7 зачение рН, тем более щелочная среда

         pH<7 -  среда кислотная   Чем меньше 7 зачение рН, тем более кислотная среда

Как измеряется рН среды?

С помощью индикаторов –лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина, универсального.

Где могут пригодиться эти знания?

Где взять индикаторы?   Подсказка

 

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Например. . . Он берет крупинку мягкой черной земли,

Затем он берет дождя дождинку,

И воздуха голубой лоскуток,

И лучик, солнышком пролитый.

Все мешает потом (но где? !

Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды? !),

И вот из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый!....

             (В. Солоухин)

Индикаторы можно получить из окрашенных плодов и цветов растений Чем определяется цвет цветка?

 

 

Цвет листьев, плодов, лепестков растений (красный, розовый, синий, голубой, фиолетовый) определяется наличием пигментов, относящихся к группе антоцианов. Антоцианы содержатся в клеточном соке и хорошо растворимы в воде. На цвет антоцианов влияет не только кислотность среды, но и ее элементный состав, т.к. пигменты способны образовывать комплексные соединения с металлами. Например, для проявления синего цвета необходимо наличие в клетках растения комплексного соединения антоцианов с магнием, алюминием, оловом, а также белками и сахарами.

При действии минеральных и органических кислот антоцианы образуют соли красного, при действии щелочей – синего цвета. В клетках растений обычно содержатся несколько различных антоцианов, и проявление их связано с химическим составом почвы и возрастом растений.

 

Сформулируйте тему занятия.

Исследование индикаторных свойств антоцианов.

Предложите план исследования

  1. Приготовить вытяжку антоцианов, т. К. антоцианы хорошо растворимы в воде,  нужно  поместить в воду цветки, плоды и нагревать.
  2. Полученный отвар отфильтровать, записать его цвет
  3. Пронаблюдать, как изменяется цвет отваров в кислой и щелочной среде

Как приготовить индикаторную бумагу из растворов антоцианов?

Полоски фильтровальной бумаги пропитать вытяжкой антоцианов и высушить

Приступаем к работе. Вспомните правила по Т.Б.  Инструкции.

    • Выполнение работ

 

На доске заготовленная ранее таблица

растение

Цвет настоя в различных средах

Кислотная   рН<7

Нейтральная рН=7

Щелочная рН>7

Стрептокарпус

 

 

 

Фиалка бордовая

 

 

 

Черемуха

 

 

 

Свекла

 

 

 

Капуста краснокачанная

 

 

 

Антуриум

 

 

 

Бархатцы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере проведения эксперимента учащиеся заполняют таблицу.

 

Какие антоцианы наиболее пригодны для определения среды растворов?

 

(выделить)

     Можно ли повторить цикл изменения окраски растворов антоцианов, попеременно действуя на их вытяжку то кислотой, то щелочью?

 

 

 

Могут ли в жизни пригодиться эти знания?  Где?

 

 

--- Выполнение заданий группами


 Вывод:  современный компетентный человек должен не только знать и уметь, но извлекать на основе имеющегося материала новые знания из лавинообразно нарастающих объемов различных потоков информации и сознательно их использовать.

 

 

Мы живем в мире, в котором подобно лавине нарастают объемы  различных потоков информации, новых товаров, рекламы.

Как разобраться во всем этом?

Современный человек должен быть компетентным, а это значит, вы должны не только знать и уметь, но извлекать на основе имеющегося материала новые знания и сознательно их использовать.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: davy
Просмотров: 2505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Будьте в курсе
Поиск
Наш опрос
Ваше отношение к ЕГЭ
Всего ответов: 40