Организация исследовательской деятельности учащихся через интегративный практикум «Основы естественно – научного познания».
Изменяется наше общество, изменяются и требования к образованию, соответственно этому вырабатываются стратегии модернизации современного образования. Можно выделить следующие направления развития:
· Профильная вариативность и доступность образовательных программ;
· Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.
В 2006г моя школа получила статус многопрофильной гимназии. Программа развития на новом этапе имеет следующее название «Школа интеллектуального становления личности».
Я хочу представить профиль в котором работаю учителем химии.
Специфику естественно-научного профиля определяют основные профильные предметы: химия, биология, математика, физика углубляют и расширяют содержание профильных предметов элективные курсы.
Для того, чтобы профильные предметы формировали и развивали профильную компетентность, мы ввели элективные курсы и интегративный практикум «Основы естественно - научных познаний». Под интегративностью практикума мы понимаем, прежде всего, его способность привести систему профильного ядра к новому качеству, а следовательно, к результату. Если элективные курсы углубляют и расширяют знания, то целесообразность интегративного практикума заключается в обобщении естественно - научных знаний, а следовательно, в формировании естественно-научной картины мира.
На 1этапе: на основе анализа естественно-научной и методической литературы, анализа программ и учебников нами было выявлено, что для формирования профильной компетентности при обучении естественно-научному профилю потребуются философский, методологический, науковедческий психологический, естественно-научный содержательные компоненты:
1) философский компонент предполагает включение в создание объектов гуманитарные науки, прежде всего человека с его ценностями, практической научной деятельностью в определенном культурно-историческом контексте. Среди направлений естественно-научного содержания гуманитарным материалом можно выделить следующее:
- выявление мировоззренческой ценности научного знания, показ роли научных знаний и измерений взглядов личности на мир и себя в этом мире;
- рассмотрение этической ценности научного знаний, этических проблем науки.
- показ этической стороны науки, ее красоты, строгости, стройности научных теорий.
- освещение историко-научного материала с акцентом на социальную историю науки: выявление взаимосвязи и взаимовлияния развития науки и общества; показ личностных качеств ученых влияния на их жизнь занятий наукой, особенности их стиля научной деятельности.
2) методологический компонент предполагает расширение представлений о системе научных знаний и методов познаний.
Основные направления обогащения содержания методологическими знаниями:
- целенаправленное знакомство и использование обобщенных планов для усвоения знаний (факты (явления) понятия, законы, теория, картина мира) и методов познания;
- для формирования представлений о взаимосвязи между элементами знаний и методов содержания образования необходимо развивать логические приемы мыслительной деятельности учащихся: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и т.д.
3) науковедческий компонент призван определить место науки среди других форм познания окружающего мира.
Можно выделить следующее направление обогащения содержания науковедческими знаниями:
- определение науки как части человеческой культуры и определения ее места среди других форм познания.
- включения содержания образования, освещающего основные направления научного познания ( естественное, общественное, психологию, логику) и их специфику.
4) психологический компонент раскрывает возможности человека в познании не только окружающего мира, но и самого себя.
Направления обогащения создания психологическими знаниями:
- знакомство с особенностями и закономерностями познавательных процессов, таких, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.
- изучение познавательных возможностей учащихся и организация самонаблюдений за ними.
5) естественно-научный (профильный) компонент обеспечит специфику естественно-научного профиля. Он определяет предмет всего естествознания – природу, а затем специфику основных естественных наук и их соотношение между собой и с естествознанием в целом.
Выделяем следующие направления обогащения создания естественно-научным знаниями:
- предмет естествознание и естественных наук и их соотношение.
- специфика объектов познания естественных наук.
- естественно-научная картина мира.
Развитие интеллектуальных качеств личности проводим через триадную модель: Общие навыки исследовательской деятельности; Групповая исследовательская деятельность; Исследование реальных проблем индивидуально и в малых группах.
На втором этапе мы выбрали определенный вид деятельности, который помогает выделенные содержательные компоненты объединить в единое целое.
Исходя из понимания профильной компетентности как основополагающей деятельности, мы выбрали исследовательскую деятельность на основе эксперимента. Этот выбор имеет свои основания:
- именно исследовательскую деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению и становится первым шагом в подготовке человека к самореализации в естественно-научном направлении.
- экспериментальные исследования знакомят учащихся, с одной стороны, с одним из основных методов познания, с другой дает возможность сформировать интерес к исследованию природы, развивает практические и интеллектуальные способности.
Постоянными компонентами эксперимента в любом виде естественно-научного познания являются этапы деятельности экспериментатора
- постановка цели эксперимента
- формирование и обоснование гипотезы
- планирование эксперимента
- осуществление эксперимента, фиксация наблюдения измерений
- анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента
- рефлексия – осознание и оценка эксперимента на основе цели результатов.
На 3 этапе сопоставляя специфику исследовательской деятельности на основе эксперимента с выделенными компонентами, мы определили следующие темы интегративного практикума:
· Введение в естественно-научное познание;
· Человек – как субъект естественно-научного познания;
· Структура естественно-научного знания;
· Средства естественно-научного познания;
· Естественно-научное познание;
· Современная естественно-научная картина мира в будущее науки.0
Третий этап предусматривает конкретизацию знаний, умений и навыков по каждой теме. Для этого определяется содержание каждой темы, которое затем конкретизируется до конкретных ЗУНов
На 4 этапе мы разрабатывали и конструировали практические работы, формирующие те или иные знания, умения, навыки, по всем предметам, которые объединил интегративный практикум, при этом обращали внимание на композицию умений, которые должны были приобрести учащиеся.
-Уметь отличать естественно-научный и ненаучный факт, владеть способами представления научных фактов;