Воскресенье, 19.05.2024, 09:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

ХИМИК.RU 28кабинет

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Мини-чат
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация исследовательской деятельности учащихся через интегративный практикум «Основы естественно – научного познания».
Изменяется наше общество, изменяются и требования к образованию, соответственно этому вырабатываются стратегии модернизации современного образования. Можно выделить следующие направления развития:

· Профильная вариативность и доступность образовательных программ;

· Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

В 2006г моя школа получила статус многопрофильной гимназии. Программа развития на новом этапе имеет следующее название «Школа интеллектуального становления личности».

Я хочу представить профиль в котором работаю учителем химии.

Специфику естественно-научного профиля определяют основные профильные предметы: химия, биология, математика, физика углубляют и расширяют содержание профильных предметов элективные курсы.

Для того, чтобы профильные предметы формировали и развивали профильную компетентность, мы ввели элективные курсы и интегративный практикум «Основы естественно - научных познаний». Под интегративностью практикума мы понимаем, прежде всего, его способность привести систему профильного ядра к новому качеству, а следовательно, к результату. Если элективные курсы углубляют и расширяют знания, то целесообразность интегративного практикума заключается в обобщении естественно - научных знаний, а следовательно, в формировании естественно-научной картины мира.

На 1этапе: на основе анализа естественно-научной и методической литературы, анализа программ и учебников нами было выявлено, что для формирования профильной компетентности при обучении естественно-научному профилю потребуются философский, методологический, науковедческий психологический, естественно-научный содержательные компоненты:

1) философский компонент предполагает включение в создание объектов гуманитарные науки, прежде всего человека с его ценностями, практической научной деятельностью в определенном культурно-историческом контексте. Среди направлений естественно-научного содержания гуманитарным материалом можно выделить следующее:

- выявление мировоззренческой ценности научного знания, показ роли научных знаний и измерений взглядов личности на мир и себя в этом мире;

- рассмотрение этической ценности научного знаний, этических проблем науки.

- показ этической стороны науки, ее красоты, строгости, стройности научных теорий.

- освещение историко-научного материала с акцентом на социальную историю науки: выявление взаимосвязи и взаимовлияния развития науки и общества; показ личностных качеств ученых влияния на их жизнь занятий наукой, особенности их стиля научной деятельности.

2) методологический компонент предполагает расширение представлений о системе научных знаний и методов познаний.

Основные направления обогащения содержания методологическими знаниями:

- целенаправленное знакомство и использование обобщенных планов для усвоения знаний (факты (явления) понятия, законы, теория, картина мира) и методов познания;

- для формирования представлений о взаимосвязи между элементами знаний и методов содержания образования необходимо развивать логические приемы мыслительной деятельности учащихся: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и т.д.

3) науковедческий компонент призван определить место науки среди других форм познания окружающего мира.

Можно выделить следующее направление обогащения содержания науковедческими знаниями: 

- определение науки как части человеческой культуры и определения ее места среди других форм познания.

- включения содержания образования, освещающего основные направления научного познания ( естественное, общественное, психологию, логику) и их специфику.

4) психологический компонент раскрывает возможности человека в познании не только окружающего мира, но и самого себя.

Направления обогащения создания психологическими знаниями:

- знакомство с особенностями и закономерностями познавательных процессов, таких, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.

- изучение познавательных возможностей учащихся и организация самонаблюдений за ними.

5) естественно-научный (профильный) компонент обеспечит специфику естественно-научного профиля. Он определяет предмет всего естествознания – природу, а затем специфику основных естественных наук и их соотношение между собой и с естествознанием в целом.

Выделяем следующие направления обогащения создания естественно-научным знаниями:

- предмет естествознание и естественных наук и их соотношение.

- специфика объектов познания естественных наук.

- естественно-научная картина мира.

Развитие интеллектуальных качеств личности проводим через триадную модель:
Общие навыки исследовательской деятельности;
Групповая исследовательская деятельность;
Исследование реальных проблем индивидуально и в малых группах.

На втором этапе мы выбрали определенный вид деятельности, который помогает выделенные содержательные компоненты объединить в единое целое.

Исходя из понимания профильной компетентности как основополагающей деятельности, мы выбрали исследовательскую деятельность на основе эксперимента. Этот выбор имеет свои основания:

- именно исследовательскую деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению и становится первым шагом в подготовке человека к самореализации в естественно-научном направлении.

- экспериментальные исследования знакомят учащихся, с одной стороны, с одним из основных методов познания, с другой дает возможность сформировать интерес к исследованию природы, развивает практические и интеллектуальные способности.

Постоянными компонентами эксперимента в любом виде естественно-научного познания являются этапы деятельности экспериментатора 

- постановка цели эксперимента

- формирование и обоснование гипотезы

- планирование эксперимента

- осуществление эксперимента, фиксация наблюдения измерений

- анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента

- рефлексия – осознание и оценка эксперимента на основе цели результатов.




На 3 этапе сопоставляя специфику исследовательской деятельности на основе эксперимента с выделенными компонентами, мы определили следующие темы интегративного практикума:

· Введение в естественно-научное познание;

· Человек – как субъект естественно-научного познания;

· Структура естественно-научного знания;

· Средства естественно-научного познания;

· Естественно-научное познание;

· Современная естественно-научная картина мира в будущее науки.0

Третий этап предусматривает конкретизацию знаний, умений и навыков по каждой теме. Для этого определяется содержание каждой темы, которое затем конкретизируется до конкретных ЗУНов

На 4 этапе мы разрабатывали и конструировали практические работы, формирующие те или иные знания, умения, навыки, по всем предметам, которые объединил интегративный практикум, при этом обращали внимание на композицию умений, которые должны были приобрести учащиеся.

-Уметь отличать естественно-научный и ненаучный факт, владеть способами представления научных фактов;

-Уметь давать развернутую характеристику естественно-научному закону;

-Уметь при помощи родо-видового способа определять понятие, устанавливать его объем и содержании;

-Уметь давать развернутую характеристику естественно-научной теори
Категория: Мои статьи | Добавил: davy (27.04.2011)
Просмотров: 1078 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Будьте в курсе
Поиск
Наш опрос
Ваше отношение к ЕГЭ
Всего ответов: 40